Вход
login


Решения для вашего бизнеса

Онлайн курсы, обучение, видеотренинги, семинары

ГлавнаяНовости


Предприятия регионаВакансииБиблиотекаОбучениеВидеокурсыe-КурсыФорум
Лидерство в бизнес-образовании: новые ориентиры

Ведущая роль знаний в общественном производстве и духовной жизни социума сегодня — не идефикс ученого сообщества, но действительный и действенный фактор развития практически любой организационной структуры — от государства до трудового коллектива.И, как знать, может быть не за горами то время, когда и конфигурация политической сферы будет не только интеллектуально, но и формально определяться ученым сообществом, как это отчасти уже происходит, например, в Ирландской республике, где часть сената избирается университетами.

Однако сбывающиеся на наших глазах мечты Платона и Ф. Бэкона, Т. Кампанеллы и Т. Мора, Г. Уэллса и Д. Белла не ведут к бесконфликтному существованию. В обществе знания будут свои проблемы, отчасти унаследованные от предыдущих стадий развития, и чем раньше мы разглядим их, тем больше конфликтов сможем избежать в будущем.

Одной из таких проблем является проблема выработки ориентиров для лидеров образования, особенно острой она является для бизнес-школ, поскольку именно здесь готовятся управленцы — будущая элита общества, которая и будет предопределять векторы его духовного и экономического развития.

Лидерство в образовании и культура бизнеса

Можно с уверенностью констатировать, что те принципы, которые доминируют в вузах, ведущих подготовку бизнес-элиты, впоследствии отражаются на организационной культуре предприятий, в структуру которой «вливаются» новые лидеры и специалисты. Уже одного этого утверждения было бы достаточно, чтобы сделать корпоративную культуру современного бизнес-вуза предметом пристального анализа и исследований.

Однако этого не происходит. Если убрать риторические завалы в литературе по данной теме, то останется совсем немного работ, которые рассматривают данную проблему комплексно. Причина этого, на наш взгляд, кроется в следующем: организационная культура бизнес-школ находится как бы на периферии проблем управления. Чаще всего ее рассматривают исключительно с идеологических или доктринальных позиций.

Впрочем, если бизнес-школа претендует на роль «законодателя мод» в культуре отечественного предпринимательства (а при иной цели она рискует оказаться аутсайдером на рынке образовательных услуг!), то ее культура должна быть близкой к оптимальной, т. е. соответствовать духу и запросам новой эпохи. Очевидно, что проблема эта замыкается на фигуре лидера, его ориентирах.

Новое измерение этики: харизматический стиль

Интерес к проблемам лидерства и корпоративной культуры образовательных учреждений, в частности бизнес-школ, на Западе был вызван кризисными явлениями. В середине 90-х в американской печати появилась целая волна публикаций о нарушениях этики в области образования и бизнесе. Ведущие его представители не остались безучастными к ним, поскольку, по их мнению, это была лишь верхушка холодного и неуправляемого айсберга, надвигавшегося на американскую культуру.

«Этичное лидерство все реже рассматривается как нормальное явление в образовательных учреждениях. Эрозия моральной восприимчивости, поразительная распространенность неэтичного поведения и постыдно низкого уровня деловых стандартов быстро становятся типичными для американского бизнес-мира… В результате этой эрозии деятельность руководителя образовательного учреждения чаще всего оценивается в отрицательных терминах — по отсутствию того вреда, который он мог бы причинить» (Kritsonis, 1994).

Приемлем ли такой этический минимализм в сфере бизнес-образования? Разумеется, нет. Уже хотя бы потому, что он ставит под сомнение высокие принципы и цели вуза — одной из главных структур информационного общества. Лидер в образовании — это больше, чем корпоративный лидер. Некоторые руководители образовательных учреждений близоруко видят назначение этики просто в том, чтобы соблюдать некие нормы делового этикета и научной этики. Но настоящей их заботой должно являться состояние морали на самом высоком уровне, например — моральный климат в сфере образования и бизнесе, наконец, в стране в целом.

Здесь, пожалуй, как нигде, важен харизматический стиль лидерства. Именно он формирует ту организационную культуру, которая соответствует требованиям новой эпохи. Слово «харизма» — в данном контексте ключевое.

Интерпретация харизматического лидерства применительно к области образования сегодня имеет свою специфику. С классической веберовской концепцией ее роднит лишь одна черта — прагматический характер этики лидера. Мотивы, лежащие в основе его поведения, не всегда идеальны. Скорее это взаимопереплетенный комплекс идеальных и прагматических установок, формирующих веберовское же представление о «протестантской этике капитализма».

Однако на этом сходство завершается. Вариации на тему «разумного эгоизма» не применимы к сфере духовного производства. А в том, что речь должна идти именно о духовности, вряд ли приходится сомневаться. Истинная этика поднимается до уровня духовности лишь тогда, когда руководитель заботится о том, как отразятся его действия на подчиненном. Харизматический лидер видит в каждом из подчиненных личность, а одним из главных стимулов в работе последних является возможность перенять часть «харизмы» (знаний, умений, этических принципов, стиля поведения, общения и руководства) от лидера.

Эта «преемственность» и является ключевой для организационной культуры современного вуза. Сегодня харизматическими лидерами становятся, а не только рождаются. Эффективность их деятельности зависит от центральной роли в группе, индивидуальных качеств и целей, которые они перед собой ставят.

Быть харизматическим лидером — значит обладать этическими ценностями и развить в себе моральные качества, которые оказывают положительное и благотворное влияние на сообщество, — считает Вильям Критсонис из Государственного университета Мак-Низ (Луизиана). — Это значит сочетать власть с высокими моральными нормами… Современные исследования в области организационной психологии показывают, что при харизматическом лидерстве срабатывает принцип домино, т. е., начавшись с малого, процесс быстро распространяется на окружающих.

Иными словами, положительные качества такого руководителя оказываются “заразительны" и имеют тенденцию распространяться на большинство — не всех, но большинство сотрудников. Если высший пост в организации занимает лидер, обладающий харизмой, — это лучший путь для того, чтобы руководители среднего звена также прониклись соответствующими ценностями. Это — лучший путь внедрить этику как постоянно присутствующий в организации фактор».

К сожалению, тезис американских ученых о том, что этика как стиль жизни для образовательных учреждений не является предметом глубокого анализа среди отечественных специалистов и руководителей образования.

Новый лидер в образовании

В. Критсонис выделяет следующие черты харизматического лидера современной бизнес-школы: 1) дух альтруизма; 2) умение постоянно морально поддерживать окружающих в жизни и на работе; 3) умение прощать; 4) любовь к работе, основанная на доброжелательности; 5) интеллектуальная восприимчивость и осмотрительность (а не просто профессиональная компетентность).

Дух альтруизма требует осознания лидером своей ответственности перед подчиненными и коллегами за благополучие организации и общества в целом. Этичный лидер постоянно задается вопросом: «Что мне следует сделать для того, чтобы помочь моим подчиненным работать более эффективно и быть более счастливыми? Как я могу улучшить жизнь окружающего сообщества, частью которого является моя бизнес-школа?»

 

При этом основное внимание уделяется, разумеется, подчиненным, условиям их жизни. Дух альтруизма заключается в том, чтобы предвидеть последствия решений руководителя для других людей. Какую пользу принесли действия лидера? Насколько его пример оживляет жизнь организации? Насколько общение с ним обогащает других?

 

Осознание необходимости моральной поддержки. Потребность в моральной поддержке всегда востребована. Как известно, даже медицинские исследования свидетельствуют, что отношения между людьми влияют не только на процесс физического выздоровления, но и важны для поддержания здоровья в более широком смысле — отношения к жизни, духовного и психологического благополучия. Нравственная атмосфера в организации является отражением того, удалось ли руководителю создать благоприятную или конфликтогенную атмосферу в коллективе.

Нам часто приходится преодолевать эмоциональный дискомфорт или чувство гнева, унижение или возмущение. Руководитель может помочь в этом или усугубить ситуацию. Если лидер понимает это, он проявит сочувствие не только в случае физической болезни, а отнесется с уважением к духовным и интеллектуальным составляющим личности подчиненного, примет во внимание, насколько работа соответствует его возможностям и духовным потребностям, и как отражается на человеке психологический климат в целом.

 

Моральная поддержка тесно связана с готовностью прощать. Последняя требует сознательного контроля над чувством гнева и возбуждением. Это настоящая добродетель, поскольку означает сочетание силы характера, ясности ума, воли и интеллекта. Нет сомнения в том, что терпение иногда бывает чертой подлинного харизматического лидерства. Оно также может рассматриваться как показатель его эмоционального состояния.

 

Любовь, основанная на доброжелательности. Такая любовь означает желание людям добра, независимо от того, как они относятся к нам или действуют.

 

Настоящая доброжелательность — это отношение искренной озабоченности благом людей, несмотря на их холодность, враждебность, невежество. Это не наивность или слепота, а осознанный акт свободной воли, подымающий человека над естественными эгоцентрическими эмоциями (раздражением или нетерпением) к более высокому уровню понимания и инсайта.

Именно такая любовь является основой всякой подлинной духовности. Без нее в мире не существовало бы ни справедливости, ни этических систем.

 

Интеллектуальная восприимчивость предполагает умение различать правильное и неправильное. Это интуитивное понимание добродетели, тонкий процесс разделения добра и зла. Мы не всегда можем выразить его словами или логически объяснить. Тем не менее, где-то в глубине своего естества мы чувствуем насколько правильно или неправильно то или иное наше действие. Здесь наш дух знает больше, чем наш рассудок.

Кому-то размышления американского ученого могут показаться слишком идеалистическими. Но нельзя не согласиться, что именно такое представление об ориентирах лидерства является наиболее адекватным эпохе знания. Они же являются теми стратегически важными целями, к которым в первую очередь должен стремится менеджмент образовательных учреждений.

 

 

 


Главная   Новости
Предприятия региона   Вакансии   Библиотека   Обучение   Видеокурсы   e-Курсы   Форум
Rambler's Top100 íåôá - õËÒÁÉÎÁ. òÅÊÔÉÎÇ ÓÁÊÔÏ×